[Греч. ὁσιομάρτυρες], мученики из числа монахов. Этот термин образован от 2 греч. слов: ὅσιος - «преподобный» и μάρτυς - «мученик» (см. в ст. Мученики). Но, как правило, в отдельный лик святости П. не выделяются и относятся к мученикам (наряду со священномучениками), в соответствии с чем строится и житийное повествование о подвижнике - акцент делается не на его аскетических подвигах, а на мученичестве. Монах в сане, принявший мученическую кончину, может почитаться и как П., и как священномученик.
П. появляются соответственно не ранее возникновения монашества, т. е. не ранее IV в. Хотя в исключительных случаях по традиции как П. почитаются и более древние подвижники, напр. прмч. Александрийский Пансофий (пам. 15 янв.), пострадавший при имп. Деции (249-251); этот святой 27 лет подвизался в пустыне, а затем был казнен за исповедание христ. веры.
Обычно мученическая смерть монаха, к-рая по определению произошла уже после эпохи великих гонений, связана с каким-то катаклизмом или религ. кризисом. Этими обстоятельствами обусловлена еще одна особенность лика П.- святые преимущественно были казнены в составе многочисленных дружин. Так, одними из первых П. стали Синайские и Раифские преподобномученики, пострадавшие от араб. набегов в IV и V вв.,- о них рассказал прп. Нил Синайский. Известны Зографские (Афонские) преподобномученики († 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), сожженные за отказ заключить унию с католич. Церковью, Иверские преподобномученики (пам. 13 мая, 10 окт.) и Ватопедские преподобномученики (пам. греч. 4 янв.), также пострадавшие от униатов (см. Ватопедские мученики).
К древним П. относятся персид. святые, пострадавшие в основном в IV в., во время гонения шаханшаха Шапура II (309-379), напр. Вадим, прмч. Персидский (пам. 9 апр.; пам. зап. 8 апр.), и мн. др.
В Византии массовое появление П. отмечалось в эпоху иконоборчества (VIII-IX вв.), особенно много их было во время жестоких гонений на монашествующих при имп. Константине V (741-775); тогда, как при др. императорах-иконоборцах, среди православных, подвергшихся преследованиям, преобладали исповедники; монахи- исповедники иногда называются преподобноисповедниками.
В РПЦ П. были, как правило, из числа миссионеров, напр. прмч. Афанасий (Филиппович) († 1648; пам. 5 сент., 20 июля, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых). Самый многочисленный сонм российских П., монахов и монахинь, появился во время большевистских гонений на Церковь: вел. кнг. Елисавета Феодоровна и Варвара (Яковлева) († 1918; пам. 5 июля), Маргарита (Гунаропуло) († 1918; пам. 9 авг.), преподобномученики Соловецкие Вениамин (Кононов) и Никифор (Кучин) († 1928; пам. 4 апр.) и мн. др. Они почитаются также в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (празд. 25 янв. (при совпадении этого числа с воскресным днем или в ближайшее воскресенье после него)).